Физмат и истфил: как за 100 лет изменились два старейших факультета
26 Мая 2017

Сегодня в 16.00 в Университетской роще начнет работу science-парк – акция, приуроченная к 100-летию физико-математического и историко-филологического образования в ТГУ. Роща будет разделена на две половины – Technology и Humanities – как символы факультетов, которые были открыты в 1917 году постановлением Временного правительства России.

Изначально ТГУ состоял из двух факультетов: медицинского и юридического, но в университете понимали, что этого недостаточно. И атаковали министерство народного просвещения вопросами об открытии историко-филологического и физико-математического факультетов. Вот одно из писем министру народного просвещения:

«Необходимость открытия недостающих факультетов вызывается и некоторыми местными условиями научного свойства. Природа и человек в Сибири и в Азии вообще представляются предметами, достойными научного исследования. Исследования этого рода производятся с давних пор. Но они носят характер случайный. Правильную и постоянную организацию могут получить научные исследования Сибири только тогда, когда в самой Сибири будет научное учреждение в лице университета в составе четырех факультетов».

И два новых факультета появились – физико-математический и историко-филологический.

Физмат включил в себя два отделения, первый набор на математическое отделение составил 150 человек, на естественное – 200. В августе 1923 года были учреждены уже пять отделений: математическое, физическое,  химическое,  биологическое и геолого-географическое. На их базе в ТГУ в последующие годы появились другие факультеты, а в 1948 году физмат был разделен на физический и механико-математический факультеты.

Истфил открывался в составе четырех отделений: классического, славяно-русского (словесного), исторического и романо-германского. Первый набор 1917/18 учебного года составил 264 человека, причем на историческое отделение было принято больше студентов, чем на другие. Но в 1920 году вместо закрытого юридического факультета был организован факультет общественных наук, к которому присоединили истфил. А еще через два года закрыли и его. В 1940 году исторический факультет в составе Томского университета был восстановлен, а с 1 сентября 1941-го – преобразован в историко-филологический факультет с тремя отделениями: историческим, русского языка и литературы, классической филологии. В 1974 году историко-филологический факультет ТГУ был разделен на два самостоятельных факультета: филологический и исторический.

Старт празднования 100-летия историко-филологического и физико-математического образования в Томском государственном университете будет дан сегодня, 26 мая, в 14.30 на торжественном ученом совете ТГУ .