Доцент ТГУ – лучший молодой преподаватель вузов России
21 Июня 2018

Доцент кафедры гуманитарных проблем информатики, ведущий преподаватель магистратуры Digital Humanities САЕ «Институт человека цифровой эпохи» ТГУ Надежда Зильберман стала победителем II Всероссийского конкурса молодых преподавателей вузов. В нем приняли участие около 400 человек из 145 вузов страны.

Очный финальный этап конкурса, который проходит под эгидой Союза ректоров России, состоялся 14-17 июня в МГУ имени М.В. Ломоносова. Участникам было необходимо пройти два испытания – модерировать дискуссию на заданную тему и прочитать мотивирующую лекцию по предмету в формате TED. По результатам всех испытаний доцент кафедры гуманитарных проблем информатики Надежда Зильберман стала лучшим молодым вузовским преподавателем России в секции «Гуманитарные, педагогические дисциплины, философия, искусствоведение, журналистика, PR, реклама». 

DlxgvFacQJ4.jpg

В финале конкурса преподаватель ТГУ модерировала круглый стол и читала лекцию о различных аспектах социальной робототехники. Эта тема является одним из главных научных интересов Надежды Зильберман. Чтобы лучше донести знания в этой области до учащихся, она вместе с коллегами из Института дистанционного образования ТГУ создала специальный онлайн-курс «Мой друг-робот». Курс размещен на платформе Coursera и в 2017 году стал победителем в конкурсе EdCrunch Award. По мнению Надежды, онлайн-курсы значительно повышают эффективность обучения, поэтому преподаватель активно использует новый формат.

– Сейчас это необходимо потому, что сами студенты, их запросы и способы коммуникации сильно изменились, – говорит Надежда Зильберман. – Традиционная лекция просто не удержит их внимание. С одной стороны, современная молодежь не может долго концентрироваться на чем-то одном, с другой – очень быстро схватывает информацию, поэтому преподаватель должен работать в том же темпе, что и студенты. Плюсом онлайн-курсов является возможность персонализации образовательной траектории. Главное – соблюсти в этом деле баланс, поскольку уходить исключительно в онлайн нельзя, общение преподавателя и студента крайне важно.

В своей личной практике доцент ТГУ считает важным развивать у студентов критическое мышление, учить их делать собственный выбор, а не пользоваться чужими решениями, а также развивать умение вести диалог, поскольку именно этот навык у поколения Z нередко отсутствует.

– По этой причине у меня на занятиях нет лекций, есть обсуждение, – говорит Надежда Зильберман. – И я вижу, насколько студенты вовлекаются в этот процесс. Проходит несколько лет после окончания обучения, а выпускники продолжают с тобой общаться. Простой человеческий диалог был и остается очень важным. В этом смысле конкурс в Москве мне очень много дал. Ни на одной конференции или стартап-лагере у нас – педагогов – не было такого тесного общения, возможности посетить все лекции друг друга, обсудить какие-то профессиональные «фишки», поделиться своими проблемами, идеями. Хотелось бы, чтобы больше молодых преподавателей из нашего региона участвовали в нем, потому что талантливых людей в университетах Томска действительно много.