25 Апреля 2017

Международная группа генетиков, куда вошли ученые из Международного центра исследований развития человека ТГУ, выяснила, с чем связана пространственная тревожность и почему одни люди более склонны к ней, чем другие. Один из выводов, которые делают авторы, – чувство тревоги при ориентации в пространстве наследуется на 40%, а при вращении объектов в уме – на 30%.

Иногда люди испытывают чувство беспокойства, сталкиваясь с заданиями, включающими пространственный компонент. Это может быть использование карты, передвижение по городу или вращение предмета в уме. В своей работе ученые из Великобритании, США и России попытались узнать, испытывают ли люди пространственную тревожность при столкновении с определенным типом задач, почему одни больше тревожатся, чем другие, и есть ли у них иные типы тревожности, например, математическая. 

В исследовании приняли участие 1 464 пары 18–20-летних близнецов, являющихся участниками проекта TEDS (The Twins Early Development Study) – лонгитюдного (длительного) исследования развития близнецов.

Согласно результатам исследования, люди могут испытывать разные типы пространственной тревожности, в частности, навигационную, тревожность при вращении или визуализации предметов в уме. При этом навигационная тревожность наследуется только на 40%, тревожность при вращении или визуализации – на 30%. В большей мере на уровень тревожности влияют факторы окружающей среды, индивидуальные для каждого: внешкольные занятия, разные учителя и ровесники.

– Мы установили, что те, кто испытывает тревогу при перемещении по городу, не обязательно будут волноваться при выполнении заданий, включающих пространственный компонент, – говорит ученый Королевского колледжа Лондона и Международного центра исследований развития человека ТГУ Маргерита Маланкини. – Тот же эффект наблюдается при тревожности, возникающей при необходимости решить геометрическую задачу или построить трехмерную фигуру из двухмерного рисунка.

Еще один вывод, к которому пришли ученые, – пространственная тревожность отличается от математической и общей, ведь большее влияние на развитие этих чувств оказывают не гены, а факторы окружающей среды. Поэтому, если человек испытывает тревогу при вращении предмета в уме или ориентации в пространстве, это не значит, что он будет волноваться, решая математические задачи.

Как отмечают ученые, их исследование можно использовать для разработки техник, с помощью которых можно снизить тревожность у школьников или студентов. Также выводы будут полезны для целей молекулярной генетики – при определении специфичных генов, отвечающих за различия типов тревожностей у индивидов.

С полным текстом этой статьи в журнале Scientific Reports можно ознакомиться по ссылке.

На базе Международного центра исследований развития человека ТГУ реализуется междисциплинарная магистерская программа «Развитие человека: генетика, нейронаука и психология». Ее цель – подготовить эффективных специалистов в сфере когнитивных и нейротехнологий, научной коммуникации, разработки и оценки развивающих программ. Обучение ведется на английском языке, магистранты участвуют в международных исследовательских проектах: лонгитюдном исследовании развития детей, проектах Российского Школьного Близнецового Регистра и в изучении феномена буллинга в школах.