Антропологи ТГУ: в России, в отличие от Запада, нет мигрантских гетто
11 Июля 2019

Антропологи ТГУ проводят миграционное исследование в Томске и Иркутске — описывают городскую инфраструктуру, которой пользуются мигранты в повседневной жизни: парикмахерские, кафе, школы. Ученые выявили, что, в отличие от Запада, в России не создаются изолированные мигрантские гетто, так как большинство приезжает из бывших советских республик. Успешная интеграция также связана с политикой государства.

Исследование поддержано грантом РНФ (проект № 18-18-00293) до конца 2020 года. Научный руководитель — доктор исторических наук, заведующая лабораторией социально-антропологических исследований ТГУ, профессор Ирина Нам.

Результаты работы ученые представили на XIII Конгрессе антропологов и этнологов России, это крупнейшее научное мероприятие в этой сфере. Антропологи ТГУ второй раз подряд организовали секцию по исследованию жизни мигрантов «Семья, город и трансграничные миграции».

— Если говорить о мигрантах на Западе, там создается такая инфраструктура, которая является только мигрантской, появляются анклавы, гетто, например, чайнатауны. Исследования в России показывают, что у нас геттоизации не происходит. В наших докладах мы раскрывали отдельные аспекты этой ситуации, — рассказала Ирина Нам. — В Томске и Иркутске мы не выявили мест, где бы жили только мигранты, где бы только они работали, ходили в парикмахерские и прочее. Конечно, есть места, где они более заметны, например, рынки. Однако если мигранты работают на рынке, то торгуют для всего населения; если они создают кафе, то не только для мигрантов. В Томске есть много этнических кафе, там представлена восточно-европейская кухня, чтобы подчеркнуть, что они готовят не только национальные блюда, туда ходит много студентов.

По мнению Ирины Нам, в России интеграция мигрантов происходит более успешно, поскольку большинство из них — приезжие из бывших республик СССР — Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. Кроме того, успешной адаптации способствует государственная политика, направленная на ассимиляцию и формирование комфортных условий для переселения.


Ученые ТГУ обработали 300 анкет, 60 интервью и ряд включенных наблюдений и представили результаты на конгрессе. Так, Ирина Нам рассказала о значении национально-культурных автономий в Томске для адаптации мигрантов.

— Когда мы опрашивали руководителей автономий, чиновников, складывалось ощущение, что эти организации играют большую роль в жизни мигрантов. Но когда мы говорили с самими мигрантами, оказалось, что они мало знают об автономиях, мало кто ходит на их мероприятия — национальные праздники, например, — рассказала профессор. — Большинство активнее посещает общегородские мероприятия — День города, Новый год, 9 Мая.

С докладами выступили и сотрудники лаборатории. Константин Григоричев сообщил о «мигрантских» местах в Иркутске: об истории их возникновения и развития, от «китайских» рынков до туристических районов. Диана Брязгина продемонстрировала, что «этнические» рынки в Иркутске являются важным механизмом взаимного узнавания и привыкания между мигрантами и принимающим (городским) сообществом. Сеиль Джанызакова описала особенности отношений между матерью и ребенком в ситуации, когда женщина оставляет детей мужу или родственникам в Кыргызстане. Антон Садырин изучал значение спорта для мигрантов: он оказался важной, но не основной частью досуга. Доклад Федора Сметанина был о том, что ислам и его религиозные институты имеют важное значение для адаптации киргизов в Томске. Дмитрий Тимошкин пояснил, как СМИ и цифровые медиа конструируют миф о «мигрантской» семье.

По мнению ученых ТГУ, полученные результаты позволят предложить адекватные подходы к формированию миграционной политики, усовершенствовать политику адаптации и интеграции мигрантов и снизить уровень конфликтов между россиянами и приезжими из-за рубежа.

Коллектив ТГУ

Процессы миграции изучаются в ТГУ уже более 20 лет в рамках проектов Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, в последние 5 лет – в рамках мегапроекта «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности».