6 февраля стартует новый курс «Открытого университета»  по истории западного христианства

С 6 февраля запускается новый курс открытых лекций доцента ТГУ Дмитрия Конькова «Рождение и расцвет западного христианства: католическая церковь в теории и на практике».

Начало занятий – 18.25

Все лекции будут проходить в 26 аудитории 3 корпуса ТГУ.

6 февраля, вторник.

Лекция 1. Почему Запад – не Восток, или как католицизм осознал самое себя.

Ранние средние века на Западе: V-VII вв. для церкви и духовности.

Григорий Великий – организатор церкви, креститель Европы.

Кельтская католическая церковь как феномен временной дезинтеграции западного христианства.

Второй Никейский собор 787 г. – последний вселенский собор христианской церкви.

Догмат filioque.

Карл Великий и папы Римские: вопросы translatio imperii и инвеституры. Империя Карла Великого: каролингское Возрождение и церковь.

Великий раскол 1054 г.: причины, сущность, последствия.

 13 февраля, вторник.

Лекция 2. Папы и императоры: католическая церковь как пастырь заблудших.

Протосхоластика: распад империи Карла Великого.

Мир и истина Божьи (Pax et treuga Dei).

Герберт Орильякский (Сильвестр II).

Григорианские реформы: проблемы целибата, симонии и инвеституры. Хождение в Каноссу.

Дискуссия с Беренгаром Турским как путь для рождения схоластики.

Первый крестовый поход. Проблема крестовых походов для католической церкви.

 20 февраля, вторник.

Лекция 3. Рождение схоластики: XII в. - церковь на пике своего влияния.

Появление первых университетов. Система университетского образования в средние века.

Ансельм Кентерберрийский – первый схоласт.

Онтологическое доказательство и другие ключевые проблемы схоластики. Бернард Клервоский: монах, покорявший королей.

Пётр Абеляр и свободомыслие в вере и познании.

Аббат Сугерий и появление готической архитектуры.

Пётр Ломбардский и его «Сентенции»: догматизация богословия.

 27 февраля, вторник.

Лекция 4. Высокая схоластика XIII в.: утонченная философия католицизма.

Новый взгляд на церковь: время нищенствующих орденов. Конкуренция францисканцев и доминиканцев.

Учителя церкви.

Платон против Аристотеля.

Бонавентура.

«Сумма теологии» Фомы Аквинского как основополагающее произведение католической философии (томизм). Структура произведения и последовательность рассмотрения вопросов в «Сумме теологии». Решение основных вопросов христианства в «Сумме теологии» Фомы Аквинского.

 6 марта, вторник.

Лекция 5. Времена борьбы и распада: упадок папства.

Латинская империя как окончательный разрыв с восточным христианством. Судьба крестовых походов.

Религия или политика: Авиньонское пленение пап.

Развитие схоластики как теологической и лингвистической философии: Иоанн Дунс Скот.

Номинализм: бритва Оккама и Буриданов осел.

Рейнский мистицизм: Майстер Экхарт и Генрих Сузо.

Папская схизма и Констанцский собор.

Рим во времена схизмы.

 13 марта, вторник

Лекция 6. Возрождение папства и Ренессанс: логика парадоксов церкви XV в.

Проблемы папства после схизмы: авторитет и соборность.

Перестройка Рима.

Появление антикваров.

Причины итальянского Возрождения.

Возрождение и католическая церковь.

Симония и непотизм: вопросы к папству.

Реформирование церкви: Новое благочестие.

«О подражании Христу» Фомы Кемпийского.

Ферраро-Флорентийский собор и уния церквей – последняя попытка примирения.

Падение Константинополя и начало расцвета гуманизма.

Папы Борджиа: достоинства и недостатки пап эпохи Возрождения.